В поисках оптимизма: Экономическая ситуация в Польше сложная, но катастрофы удастся избежать

Когда в конце зимы 2020 года COVID-19 добрался до Европы, мало кто думал, что это только начало целой череды негативных событий. Сотни тысяч смертей, ограничения, препятствующие деятельности экономики, дистанционное образование, постпандемические проблемы с поставками товаров. К этому добавились энергетические проблемы и рост стоимости жизни, украинский военный кризис и вызванные им волны беженцев…

Каждое из этих событий само по себе в состояние нанести ущерб экономике, а в совокупности и вовсе выглядят катастрофически. Люди очевидно устали. Однако в потоке пугающих новостей можно выделить и хорошие, позволяющие надеяться на относительно оптимистические или хотя бы не апокалиптические сценарии.

Конец года традиционно является временем подведения итогов, и о том, какие жемчужины позитива находят специалисты в общей куче негатива, читайте в данном материале «Польского консультанта».

Скрыть содержание

В Польше зафиксировано рекордное падение реальной зарплаты

Несмотря на обещанный позитив, начать придется с плохих новостей. Так, на наш взгляд, будет честнее, к тому же примерно обозначится фон, на котором эксперты находят поводы для оптимизма. При всем нагромождении статистических данных, есть главное, что волнует большинство людей – их заработная плата. Опять же, формальных цифр по уровням оплаты труда предостаточно, но есть один показатель, имеющий превалирующее значение – это т.н. реальная зарплата.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, приобретаемых на номинальную оплату труда. Другими словами, это «покупательная способность» номинальной зарплаты. Иногда, даже если номинальная зарплата повышается, реальная за тот же период может падать. Случается так, если стоимость товаров и услуг увеличивается быстрее, чем номинальная оплата труда.

Глобальный инфляционный кризис в сочетании со слабым экономическим ростом и неопределенностью привел к снижению реальной заработной платы во всем мире, говорится в новом докладе Международной организации труда (МОТ). Согласно этому докладу, глобальная реальная месячная заработная плата в этом году снизилась в среднем на 0,9%, что стало первым снижением глобальной реальной заработной платы в XXI веке.

Это поставило десятки миллионов работников в уязвимое положение, поскольку они сталкиваются с растущей неопределенностью. Неравенство доходов и бедность увеличатся, если сократится покупательная способность самых низкооплачиваемых сотрудников.

Наибольшее снижение отмечается в регионах с более высоким доходом. В частности:

  • В Северной Америке снижение составило 3,2%.
  • В Европейском союзе – 2,4%.

Среди стран G20, в которых занято около 60% мировой численности наемных работников, падение реальной заработной платы в первом полугодии 2022 года было на уровне до 2,2%.

Сильнее всего пострадали люди с низким уровнем дохода, так как они тратят большую часть своего располагаемого дохода на основные товары и услуги, которые, как правило, растут в цене больше, чем другие товары.

Польша оказалась второй страной с наиболее большим падением реальной зарплаты – снижение в РП составило 6,9%. Больше реальные доходы рухнули только в Никарагуа, где зафиксировано 7,56%.

В поисках оптимизма: Экономическая ситуация в Польше сложная, но катастрофы удастся избежать 1

В поисках оптимизма: Экономическая ситуация в Польше сложная, но катастрофы удастся избежать 2

Источником данных является МОТ.

Хорошие прогнозы на 2023 год

Эксперты, опрошенные польскими СМИ, смогли найти несколько маячков, по их мнению, сигнализирующих о позитиве. Экономика, хотя многие и предсказывали ее полный упадок, все еще держится.

Рынок труда

Одним из источников оптимизма может быть рынок труда. Предыдущие крупные экономические кризисы были отмечены высоким уровнем безработицы, но на этот раз все иначе. Конечно, реальная заработная плата падает, и в некоторых странах снижается очень резко, что сказывается на качестве жизни, но, по мнению экспертов, лучше зарабатывать меньше, чем вообще ничего.

Опыт длительной безработицы приводит к стагнации и снижению уверенности в будущем, что может привести к падению доходов до конца профессиональной карьеры. Поэтому нужно любой ценой избежать волны увольнений и массовой потери рабочих мест, и это пока что у Европы получается. В октябре уровень безработицы в Еврозоне был на рекордно низком уровне (6,5%). В начале года она составляла почти 7%. В целом это одни из самых низких показателей со времени расширения Сообщества в 2004 году (для сравнения: в начале кризиса в 2008 году безработица в ЕС составляла около 8%).

Не во всех странах ситуация так хороша, как в Чехии, Германии и Польше, где всего 2-3% безработных.

Консультант
Дмитрий Константинович
Напомним, что принцип подсчета уровня безработицы в Польше и у Евростата отличаются, из-за чего разнятся и показатели. По польской системе безработица в стране выше 5%, по европейской – около 2,5%.

В двух южных странах ЕС — Греции и Испании — уровень безработицы по-прежнему выражается двузначными числами, но и там он имеет тенденцию к снижению:

  • в Греции показатель упал с 13,1% до 11,6% с начала года;
  • в Испании снизился с 13,3% до 12,5%.

Количество безработных среди беженцев из Украины также незначительно снижается. В сентябре в службах занятости по всему ЕС было зарегистрировано 287000 человек, а в октябре — 275000 человек.

Что касается перспектив в Польше, то согласно отчету Grant Thornton, в октябре работодатели разместили на крупнейших порталах 307000 вакансий, что меньше, чем год назад, но больше, чем в 2019 и 2020 годах. Текущая ситуация на рынке побуждает компании удерживать сотрудников, так как вернуть их в будущем может быть сложно.

Из-за демографических изменений в РП по-прежнему много вакансий, особенно в сфере транспорта и логистики (дефицит водителей) или строительства. Согласно вышеуказанному исследованию Grant Thornton, в сценарии глубокого кризиса каждая четвертая компания заявляет, что увольняет сотрудников в крайнем случае. Каждый третий работодатель заявил, что снижать зарплату в кризис они планируют в самую последнюю очередь, сначала попытавшись сэкономить на маркетинге, экспансии на другие рынки и пр.

Дружественный решоринг

Решорингом (от англ. reshoring) называют процесс, когда вынесенные ранее за границу (из-за более низких издержек) производства, начинают возвращаться в страну.

Растущая напряженность между Западом и Китаем может открыть возможности для промышленности, расположенной в Европе и Северной Америке. С 1990х годов происходит интенсивный офшоринг, т.е. перенос производств в страны с низкой стоимостью рабочей силы. Это обеспечило Запад дешевыми товарами, но привело к обнищанию его собственного рабочего класса, в том числе к распаду целых регионов, таких как «ржавый пояс США» (Мичиган, Индиана, Огайо и Пенсильвания).

Во время пандемии Европа поняла, что отказ от производства критически важных товаров, например, активных фармацевтических ингредиентов, снижает не только затраты, но и устойчивость экономики к непредвиденным событиям. Уже в 2020 году было много разговоров о решоринге, т.е. о возвращении на континент хотя бы части утраченных рабочих мест в промышленности. Международная напряженность привела к разговорам о френдшоринге, то есть размещении заводов в странах, близких не только географически, но и политически.

Если френдшоринг ускорится, это, как считают специалисты, может стать сильным импульсом для промышленного производства в странах Европы и Северной Америки. В отчете Reuters и AP Moller-Maersk «Смена поколений в стратегии снабжения», Польша оказалась в числе возможных мест размещения заводов, переданных европейскими концернами:

  • 23% указали РП как потенциальную цель.
  • 19% выбрали Германию.
  • 12% — Турцию.

Хорошее положение Польши, как считают опрошенные эксперты, является результатом географической близости, с одной стороны, и все еще низкой заработной платы по сравнению с богатыми западными странами, с другой.

Согласно докладу Польского экономического института «Десятилетие экономической безопасности. От офшоринга к частичному френдшорингу», в Польше одно из лучших соотношений заработной платы и производительности труда. В 2021 году почасовая оплата в Польше составляла 12 евро, а экономика за этот же час зарабатывала 35 евро. Для сравнения: в Италии за статистический рабочий час производится на 58 евро, но по цене 34 евро. Низкие польские зарплаты досаждают многим, но во времена интенсивного решоринга они могут стать сильной стороной. По крайней мере на это надеются эксперты.

Продукты питания

Есть и другие хорошие новости. Согласно ноябрьскому прогнозу Всемирного банка, мировые цены на продовольствие в следующем году должны упасть на 5%. Это означает, что они по-прежнему будут близки к историческим максимумам, так как в этом году цены на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию были одной из основных причин глобальной инфляции, но все же прогнозируется не рост, а снижение расценок.

Падение цен на продовольствие должно быть поддержано и хорошим урожаем в нынешнем году. Несмотря на украинский военный кризис, поставки пшеницы и пищевых масел в текущем сезоне должны даже немного увеличиться. С другой стороны, поставки кукурузы и риса упадут (на 4% и 2% соответственно).

Согласно предварительной оценке Главного управления статистики Польши (GUS), общий урожай зерна в Польше в этом году увеличился на 4% (год к году). Причем по пшенице рост составил 11% — всего собрано около 13,5 млн. тонн. Неплохим был урожай и во многих других странах.

Процентная ставка ФРС США

Есть шанс, что замедлится рост процентных ставок в США. Американская инфляция в октябре значительно замедлилась — цены выросли на 7,7%, хотя экономисты ожидали 8%. Базовая инфляция, то есть без учета продуктов питания и энергии, составила «всего» 6,3%.

На этом фоне председатель Федеральной резервной системы намекнул, что есть основания для снижения темпов повышения ставок, чей уровень наносит ущерб рынку. Фондовые индексы за океаном взлетели, а доллар ослаб, в том числе и к злотому. В начале декабря доллар стоил меньше 4,50 злотых, хотя еще недавно тестировал уровни в 5 злотых. Низкая ставка, как считается, положительно отразится и на европейской экономике.

Заключение

Как видите, по мнению многих именитых организаций, поводы для умеренного оптимизма сохраняются. Не все экономические показатели оказались настолько плохи, как прогнозировалось изначально. Помогли и теплая осень, и хороший урожай. Это не значит, что не будет тяжело. 2023 год, несомненно, будет трудным. С другой стороны, «трудным» называют уже четвертый год подряд…

2.7/5 - (14 голосов)

Остались вопросы? Задайте их:

  1. Под статьей в виде комментария.
  2. В нашем ТГ-чате.
  3. Через платную консультацию.
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
Задать вопрос консультанту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

x

Спасибо, ваш отзыв отправлен