Самоуспокоение? Поляки заявляют, что не боятся переезда украинцев в Германию

Недавно польское МВД опубликовало доклад о планируемой миграционной политики РП. В частности, в документе говорится о необходимости превентивных мер для борьбы с насилием на фоне культурной разницы между местными жителями и мигрантами. В качестве решения предлагается использование «селективной иммиграции», подразумевающей, кроме прочего, ассимиляцию путем «интенсивных интеграционных мер».

Чем грозит эта политика, особенно на фоне либерализации немецкого рынка труда, как это отразится на притоке рабочей силы в РП из Украины? На эти вопросы в «Gazeta Prawna» ответил Paweł Kułaga, представитель Польско-украинской хозяйственной палаты. Прогноз чиновника выглядит вполне благодушно – он не видит в будущем опасности перетока украинской рабочей силы в Германию. Какие аргументы позволяют интервьюируемому быть настолько оптимистичным, и почему его мнение может оказаться самоуспокоением разбирался «Польский консультант».

Скрыть содержание

Предыстория

Мы не планируем полностью приводить интервью Павла Кулаги. Желающие первоисточников, могут ознакомиться с ним здесь. Однако необходимо напомнить, с чем именно связано опасение многих польских работодателей потерять украинских заробитчан.

В 2020 году Германия планирует упростить процедуру трудоустройства иностранцев из-за пределов ЕС. Законопроекты пока находятся на маршруте принятия и детальных данных об их содержимом нет, но уже точно известны направления либерализации. Подробно о планируемых новшествах мы писали здесь и здесь, поэтому лишь напомним основные тезисы (под иностранцами будем понимать выходцев из третьих стран):

  • Упрощение оформления вакансий для иностранцев.
  • Расширение списков востребованных профессий.
  • Упрощение получения визы для поиска работы.
  • Уточнение процесса подтверждения квалификации опытом, а не дипломом.
  • Снижение языковых требований.

Очевидно, что формулировки пока слишком общие, но именно этот комплекс предстоящих нововведений и вызвал панику среди польских работодателей. Из-за более высокого уровня оплаты труда в Германии они опасаются массового переезда иностранных работников, и в первую очередь украинцев.

Большинству этих вопросов и посвящалось интервью в «Gazeta Prawna». Остановимся на основных его тезисах.

«Исхода не будет!»

Именно так оптимистично Paweł Kułaga начал отвечать на вопрос журналиста, стоит ли опасаться массового переезда украинцев в Германию в начале 2020 года. «Исхода не будет!», — заявил представитель Polsko-Ukraińska Izba Gospodarcza. Напомним, организация объединяет польских и украинских бизнесменов, т.е. людей, в основном заинтересованных в данном вопросе.

Далее Кулага аргументировал свое мнение:

  1. Во-первых, потому что большинство украинских работников не специалисты, а немцы хотят видеть именно квалифицированных сотрудников.
  2. Во-вторых, украинцы не знают немецкого языка.

Вот, что думает об этом наш постоянный эксперт, которого мы попросили прокомментировать интервью.

Консультант
Дмитрий Константинович
Насчет языка, вопрос действительно неоднозначный. По предварительным данным основные послабления коснутся английского, а с ним у украинцев лучше, чем с немецким. Однако есть и дополнительные сведения, например, что при организации иноязычного коллектива знания немецкого будет достаточно только двуязычным руководителям, а основной коллектив может разговаривать на украинском / русском.

Повторюсь, это лишь предположение, но если оно окажется истинным, то «языковый аргумент» пана Кулаги разбивается вдребезги.

Что касается «специалистов», то тут заблуждение еще более очевидно. Как раз на снижение уровня требуемой квалификации и направлено большое количество изменений.

Ассимиляция

Один из вопросов был связан с заявленными мерами по «ассимиляции интенсивными интеграционными мерами». Журналиста интересовало, не отпугнет ли это украинцев. По мнению интервьюируемого, опасаться не стоит. Основной аргумент – культурная близость. К слову, именно эту «близость» чаще всего выставляют в качестве довода.

При этом Кулага поясняет, что видит выполнение требований безопасности в создании специальных органов, которые будут регистрировать и контролировать иностранцев, отсекая тех, кто представляет опасность. И в первую очередь, как кажется чиновнику, будут отсечены жители Азии и мусульманских стран.

Консультант
Дмитрий Константинович
Здесь практически нечего комментировать. Это лишь видение пана Кулаги, основанное больше на ощущениях и предположениях. Я бы только отметил легкость, с которой поляки на официальном уровне (я в том числе и о докладе МВД) разбрасываются терминами типа «ассимиляция». Как-то это топорно выглядит и невольно вызывает отторжение. Почему не интеграция?

И еще момент с дополнительными надзорными органами – то работодатели справедливо кричат о слишком забюрокраченных процедурах, а то сами предлагают дополнительную проверяющую надстройку. Это, как минимум, странно и недальновидно.

Квалификация

Еще раз возвращаясь к трудоустройству украинцев, журналист задал вопрос: что является для Германии «квалифицированной рабочей силой»?

В ответ были перечислены дипломы вузов, профессиональных учебных заведений и подтверждение как минимум двухлетнего профессионального опыта. При этом заявлено, что это не является угрозой для польского рынка, т.к. украинцы в Польше чаще работают не по специфики своего образования.

Консультант
Дмитрий Константинович
Это, пожалуй, самая главная «странность». Именно с квалификацией связаны одни из основных изменений на немецком рынке. Планируется, что это будут дипломы разного уровня образования, не только вузы. Более того, подтверждение опыта вместо диплома откроет еще большие пути к самореализации в ФРГ. И этот опыт, кстати, мог быть получен и в Польше в предыдущие года.

Конечно, есть профессии, скажем так, узконаправленные. К примеру, юристы по внутреннему украинскому праву вряд ли нужны в большом количестве что в Германии, что в Польше. Сюда же можно отнести политологов, историков (пан Кулага, кстати, сам приводит этот список).

Но по официальным украинским данным только высшее образование получает до 79% населения, и, согласитесь, большинство из них совсем не юристы. Прибавьте сюда профессиональное образование, людей с опытом. Странно, что поляки пытаются успокоить себя подобным образом.

Что касается работы украинцев в РП не по своему направлению, то это, как мне кажется, должно не успокаивать работодателей, а, наоборот, настораживать. Что если Германия откроет вакансии именно по этим специальностям? Выбор между «работать не по специальности за меньшие деньги» и «трудиться по полученной профессии за большую зарплату», на мой взгляд, очевиден.

Востребованные в Германии профессии

Кого же ждет ФРГ? По мнению Paweł Kułaga, кроме традиционных IT-специалистов, которых с удовольствием берут на работу и сейчас, немецкому рынку требуются:

  • Строители вообще и бетонщики в частности.
  • Монтажники.
  • Медсестры.
  • Специалисты по уходу.

Тут же интервьюируемый заявляет, что занимать эти должности немцы предпочитают выходцами из Балканских стран (строительство), Филиппин (уход, медсестры) и Индии (ИТ-отрасль).

Консультант
Дмитрий Константинович
Опять же похоже на самоуспокоение. Просто посчитайте примерное количество населения перечисленных стран (только в Индии 1,4 млрд. жителей), и ответьте на вопрос: почему же они не смогли покрыть весь дефицит кадров? Зачем потребовалось упрощение трудоустройства?

Можно конечно предположить, что именно на выходцев из этих государств и направлена пресловутая либерализация, но эта версия разбивается об географию и экономику – слишком далеки страны Юго-Восточной Азии, и слишком бедно их население, чтобы добраться до Германии в необходимом количестве. Работодатели оплатят дорогу? Сомнительно.

Другие основания для оптимизма

Среди других плюсов работы украинцев в Польше, которые, по мнению Павла Кулаги, не приведут к массовому оттоку рабочей силы из РП – безвиз и культура.

Польша – единственная страна ЕС, которая нашла способ законного трудоустройства украинцев по безвизовому режиму через освядчення – заявление о намерении трудоустроить иностранца. Это правда, однако срок такой работы ограничен 90 днями «безвиза», если не предпринимать мер по дальнейшей легализации, что долго и трудоемко в нынешних условиях.

Вопрос культуры и ее общности – это всегда спорный аргумент.

Выводы

Вывод можно сделать один – наблюдается странная тенденция к самоуспокоению. Мы не призываем паниковать работодателей, но проблему можно решить, только признав ее.

Вероятно, приведенные в интервью аргументы и будут иметь значение для людей, стремящихся навсегда переехать в Польшу. Но если речь идет о временной работе? Так ли важна в этом случае близость культур? Если бюрократические препоны в ФРГ будут значительно ниже, чем в Польше, так ли важна будет возможность трехмесячной работы по «безвизу»?

В качестве ответов приведем лишь несколько цифр статистики. При числе так или иначе работающих в Польше украинцев около миллиона, количество разрешений на длительное пребывание на момент публикации составляло 200 000. Одна пятая.

И вторая, возможно главная цифра – почти половина иностранцев планируют покинуть Польшу, чтобы продолжить трудиться в других странах Европы, если ситуация с оплатой труда и бюрократией не изменится. Не пора задуматься?

Остались вопросы? Задайте их:

  1. Под статьей в виде комментария.
  2. В нашем ТГ-чате.
  3. Через платную консультацию.
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
Задать вопрос консультанту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

x

Спасибо, ваш отзыв отправлен