Какой будет миграционная политика Польши до 2030 года?

Миграционная стратегия Польши до 2030 года принята. Об этом заявили представители Министерства внутренних дел и Администрации Польши.

Для чего понадобилась разработка концепции? Каковы основные направления программы? На что надеется бизнес, и как к этому относятся обычные граждане? Ответы на эти и множество других вопросов читайте в данном материале «Польского консультанта».

Скрыть содержание

В каком состоянии миграционная концепция Польши?

Правительство РП подготовило и утвердило стратегию «комплексной, ответственной и безопасной миграционной стратегии для Польши», и уже в первой половине 2025 года планируют начать работу над правовыми актами, основанные на этом чрезвычайно важном документе.

Общая работа включает в себя, кроме прочего, новый Закон об иностранцах, адаптированный к нынешним реалиям и в то же время отвечающего на вызовы будущего.

Основные изменения в миграционной политике

Новая стратегия подразумевает изменения в ряде основополагающих факторов, что должно привести и к корректировкам юридических актов.

В данном разделе мы будем консолидировать всю основную информацию по данному вопросу, однако необходимо точно понимать, что речь пока идет о замыслах и проектах. Конкретные изменения законодательства будут обозначены в тематических материалах, когда поправки будут приняты.

Изменения для получения гражданства

Методику получения гражданства через президента РП изменять не планируют. Корректировки коснуться индигената, оформляемого обычным путем.

В частности, запланировано:

  • Уточнение критериев дохода иностранцев, а также места их проживания в Польше.
  • Дополнительное внимание будет уделено тому, на каком уровне иностранец владеет польским языком. Запланирована отмена возможности подтвердить знание языка на основании свидетельства об окончании школы, где обучение проходило на польском языке. Вероятно, подразумеваются полицельные школы, которые также планируют исключить из перечня документов для получения карты долгосрочного резидента ЕС.
  • Будет введен т.н. «тест на гражданство», состоящий из вопросов о культуре и общественных нормах в Польше.

Усложнение процедуры получения гражданства также должно затронуть беженцев и держателей карт поляка или лиц, получивших с картой поляка постоянное пребывание в Польше (см. далее).

На практике признание иностранца гражданина Польши будет зависеть от подтверждения того, достаточно ли иностранец интегрирован в польское общество, в том числе достаточно ли он знает польский язык.

Изменения для карт поляка

Стало известно, что в рамках реализации данной стратегии планируют изменить и правила получения карт поляка:

  • Будет отменено такое основание для карты, как работа в польской общественной организации. Причиной названа коррупция, и как следствие, получение справок людьми, фактически в таких организациях не работающие.
  • Уровень знания польского языка будет повешен.

Более детально об изменениях будет известно, когда идеи обретут форму хотя бы законопроекта. В таком случае мы обязательно проинформируем читателей.

Причины миграционных кризисов и потребности в мигрантах

Основной проблемой для Польши и других стран Европейского Союза многие эксперты считают перманентный кризис рождаемости и быстрое старение населения. Европа демографически сокращается и нуждается в постоянном притоке новой крови, чтобы продолжать свое развитие или, по крайней мере, поддерживать нынешний уровень жизни. Основная обеспокоенность правительств заключается в том, что по ряду причин этот приток вышел из-под контроля в последние годы.

Консультант
Дмитрий Константинович
Каждая страна мечтает о «волшебном кране», который позволил бы ей регулировать миграцию таким образом, чтобы только здоровые, честные и трудолюбивые люди трудоспособного возраста, обладающие компетенциями, востребованными на данном рынке труда, дружелюбные и быстро адаптирующиеся к местным условиям, цивилизационные и культурные потребности пересекали границы страны. Однако во многих случаях это совсем не так.

Причиной, как указывают в польским СМИ, в частности в тематическом материале портала forsal.pl, являются многочисленные проблемы с мультикультурализмом, возникающие из-за утопических предположений и практик либеральной демократии и «государства всеобщего благосостояния», все более распространено ожидание, что мигранты, которые хотят остаться в европейских странах дольше, особенно навсегда, перенимают местные обычаи и принципы, то есть полностью ассимилируются.

При этом на уровне населения такие требования больше не является табу или уделом маргинальных политиков в крайне правых кругах. Об этом открыто говорят представители европейского центра и даже левые.

В ЕС существует практически общее согласие по двум вопросам:

  1. Иностранцы должны полностью уважать европейские ценности и нормы.
  2. Ни одна страна не должна допускать создания национальных и культурных гетто, поскольку это имеет тревожные последствия – как в экономической, так и в социальной сфере.

То есть, с одной стороны, речь идет о радикализации взглядов европейских обществ на миграцию и растущем неприятии большой группы граждан к приезжим из определенных уголков земного шара, а с другой — с объективным старением и демографическим сокращение обществ европейских стран, что, по мнению экспертов и экономических кругов, грозит экономическим регрессом и, в конечном счете, цивилизационной катастрофой.

Например, Олоф Шольц, канцлер Германии, сказал некоторое время назад то, что трудно отрицать: в мире нет ни одной страны, которая могла бы развиваться в условиях сокращения трудовых ресурсов.

Миграция и искусственный интеллект

Противники миграции обычно отвечают, что человечество сегодня живет во времена цифровой революции, которая полностью меняет правила игры. Якобы благодаря автоматизации, роботизации и алгоритмам можно сохранить или даже повысить производительность существующих трудовых ресурсов и динамику экономического развития. Несмотря на то, что европейцев становится меньше и они стареют, согласно этому мнению, им нужны не мигранты, а роботы и искусственный интеллект.

Эксперты отвечают, что такое теоретически возможно. Но добавляют, что эта «цифровая революция» на самом деле является эволюцией, т.е. процессом, происходящим сначала в наших головах, затем в некоторых компаниях и только потом в реальной экономике.

Консультант
Дмитрий Константинович
Это чем-то похоже на изобретение трактора: с самого начала техника была более эффективна, чем лошади, но это не означало, что все фермеры внезапно перестали использовать животных и пересели на трактора. Изменения происходили на протяжении всего XX века. Даже если нынешний прогресс будет намного быстрее, это в любом случае не произойдет в одночасье.

Особое положение Польши

Как заявили специалисты, опрошенные forsal, описанные проблемы в Польше имеют свою специфику. Это связано:

  • С одной стороны, с сильным промышленным производством.
  • С другой – развиваются отрасли, требующие большего количества человеческого труда, которые сложнее автоматизировать и роботизировать. В основном подобное возникло из-за того, что «после падения коммунизма РП стала чем-то вроде неоколонии с чрезвычайно дешевой рабочей силой для наших западных партнеров».

Во второй половине XX и начале XXI века богатые страны вытеснили наиболее неблагоприятные, трудоемкие и вредные производства в Китай и другие отдаленные регионы мира, разместив значительную часть оставшейся производственной деятельности там, в Польше и других странах посткоммунистической Европы. Поскольку уровень роботизации в 13 раз ниже, чем в Южной Корее, и в пять раз ниже, чем в Германии или Швеции, польская экономика по-прежнему сильно зависит от доступа к относительно дешевым рукам и мозгам для работы.

«Хотя постепенное изменение этого положения вещей началось несколько лет назад, дальнейший прогресс требует огромных финансовых затрат и, прежде всего, разумных социальных инвестиций — в образование, науку, культурный капитал. Потому что, по сути, речь идет об изменении мышления в массовом масштабе. Между тем – здесь и сейчас – в некоторых отраслях мы все еще основываем наши конкурентные преимущества на напряженном труде заводов, поддерживаемых машинами, как если бы они были взяты прямо из первой или, может быть, второй промышленной революции. А сейчас мы теряем эти преимущества из-за экспоненциального роста затрат на рабочую силу», — заявили, кроме прочего, эксперты портала.

Ожидание польского бизнеса

Польские рабочие – и это справедливо – хотят получать достойную заработную плату, то есть примерно среднюю по стране. Это минимум 2000 евро, то есть ровно в десять раз больше, чем удовлетворяли тех же рабочие 20 лет назад, когда РП вошла в Евросоюз. Предприниматели напуганы этим ожиданием. Они указывают на рост затрат на рабочую силу, в том числе на заработную плату, как на одну из главных угроз своему бизнесу.

Предприниматели хотели бы замедлить рост минимальной заработной платы, которая в этом году превысила 1000 евро. Эксперты, сопоставляя прежнее увеличение минимума, считают такие ожидание бессмысленными. При этом не секрет, что в большинстве промышленных центров работодателям приходится платить гораздо больше минимальной оплаты труда не только специалистам и управленческому персоналу, но и рядовым работникам. Иначе они никого не найдут.

Все это означает, что европейские работодатели хотели бы импортировать как можно больше сотрудников из тех регионов мира, где польская минимальная заработная плата является огромным состоянием. В основном с Юго-восточной Азии. Некоторые прогнозы в Германии предполагают, что для восстановления местной экономики на путь быстрого развития (т.е. выше 2% в год, а не 0,2%, как сейчас, или минус 0,3, как в 2023 году) потребуется импорт как минимум 1 млн новых (дополнительно к уже имеющимся) работников в год.
  • Что касается польских работодателей, то в соответствии с размером страны и экономики, их расчеты требуют допустить на польский рынок не менее 200 000 человек новых (!) сотрудников в год. Конфедерация Lewiatan, которая уже несколько лет призывает к серьезным общенациональным дебатам по долгосрочной миграционной и интеграционной политике, оценивает потребности польской экономики в 200-400 тысяч новых иностранных рабочих каждый год. Это, по ее мнению, является условием сохранения темпов экономического развития и обеспечения существования системы социального обеспечения.
    Консультант
    Дмитрий Константинович
    На сегодняшний день взносы ZUS уже платят 1,2 млн иностранцев. Это в 100 раз больше, чем при вступлении Польши в ЕС.
  • Представители агентства Personnel Service отмечают, что в последнее десятилетие от катастрофы на рынке труда Польшу спасли украинцы, которые просто «упали с неба» в экономику страны. Однако сегодня украинцы все охотнее отправляются на рынки других стран, таких как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Великобритания и Канада (там создано множество объектов для приезжих из воюющей страны). А из нескольких миллионов (потенциальных) сотрудников в РП сейчас чуть более 700 000 легально плюс, возможно, вдвое больше неофициальных работников.
  • По оценкам экспертов агентства EWL Group, чтобы добиться роста ВВП выше 2%, нужно как минимум 500 тысяч дополнительных иностранных рабочих в год. По их мнению, новая миграционная политика Польши должна быть направлена ​​на то, чтобы контролировать правовой хаос и выработать единую позицию по этому острому вопросу. Цель должна быть очевидна для всех: удержать иностранцев в Польше, желающих работать на Западе, и открыть возможность трудоустройства людей из-за пределов Европы, чья легализация пребывания и трудоустройства в РП все еще очень сложна.
  • Gremi Personal отмечает, что иностранцы составляют всего 7% сотрудников в стране, а в соседней Германии – 19%. Надо помнить, что немецкая экономика в несколько раз более роботизирована и автоматизирована, чем польская, поэтому ей нужно сравнительно меньше людей.

Работодатели подчеркивают, что при рекордно низком уровне безработицы и динамике роста заработной платы, вдвое превышающей инфляцию, правительство РП решило ужесточить визовую систему и увеличить барьеры для доступа на польский рынок (например, путем введения визы для граждан Колумбии). Вопреки ожиданиям бизнеса и экономическим интересам страны, это привело к 30% сокращению количества выдаваемых виз.

Это вызывает опасения работодателей, что Миграционная стратегия на 2025-2030 годы будет сосредоточена на ограничениях, а не облегчении трудоустройства иностранцев. Тем более, что среда, предполагающая барьеры и ограничения, усиливается по всей Европе, в том числе и в Польше.

Возможные сценарии будущего

По данным последней Национальной переписи населения, в 2021 году в Польше проживало 38 036 118 человек, то есть на 1,2% (475 706 человек) меньше, чем в 2011 году. Демографический прогноз на 2060 год, обновленный Главным статистическим управлением (GUS) в июле 2024 года, предполагает, что в стране будет:

  • В 2030 году от 36,33 млн (так называемый низкий сценарий) до 37,71 млн человек (высокий сценарий).
  • В 2040 году от 33,5 до 36,83 млн человек.
  • В 2050 году от 30,23 млн до 35,85 млн человек.
  • В 2060 году от 26,65 до 34,8 миллиона человек.

Высокий вариант предусматривает радикальный скачок уровня рождаемости, который сейчас в Польше достигает исторического минимума. Это ниже всех прогнозов, даже самых пессимистичных.

Консультант
Дмитрий Константинович
В 2023 году родилось 272 000 детей. Это меньше всего со времен окончания Второй мировой войны, почти в три раза меньше, чем в 1980ые годы, и почти в четыре раза меньше, чем до Второй мировой войны. Число смертей в том году составило более 409 тысяч. Таким образом, баланс составил: минус 137 тысяч. Что еще хуже, данные этого года указывают на то, что тенденция к снижению сохраняется: уровень рождаемости упал до 1,13, ниже только в Южной Корее.

В высоком варианте демографического прогноза GUS предполагал рост рождаемости к 2030 году выше 1,6, а в 2040 году — выше 1,7, в 2060 году – 1,8. Напомним, что в XXI веке максимальное значение этого коэффициента в Польше составляло 1,45 (это было в 2017 году после введения программы 500 плюс), но лишь на мгновение, потому что оно сразу же упало и продолжило снижаться.

Поэтому радикальный рост кажется нереальным. Это касается и среднего варианта, при котором коэффициент рождаемости быстро увеличится до 1,4, а затем и до 1,5. Если предположить, что нынешний разрыв между рождаемостью и смертностью сохранится, в ближайшее десятилетие РП потеряет примерно 1,5 миллиона человек, а не 476 тысяч, как в 2011-2021 годах.

Грубо говоря, наиболее вероятный сценарий, по мнению экспертов forsal, выглядит так:

  • В 2030 году в Польше будет чуть более 36 миллионов человек.
  • В 2040 году – 33,5 миллиона человек.
  • В 2050 году – чуть более 30 миллионов человек.
  • В 2060 году – 26,65 миллиона человек.

Последние прогнозы ООН лишь немногим более благоприятны для Польши, но только на время: на середину века прогнозируется 32,9 миллиона жителей, в 2075 году — 25,69 миллиона, а к 2100 году 19,33-19,43 миллиона человек.

Консультант
Дмитрий Константинович
Эти цифры вызывают споры среди польских и европейских демографов, поскольку при таком низком уровне рождаемости европейских женщин чистая миграция начинает играть чрезвычайно важную роль в прогнозах. Например, GUS прогнозирует положительное сальдо миграции в Польше на уровне 244,2 тысяч в 2028 году в высоком варианте (на постоянное место в Польшу приедет гораздо больше людей, чем уедет), почти 150 тысяч в среднем варианте и 46 тысяч в низком варианте.

Основываясь на текущих тенденциях, демографы прогнозируют, что к концу этого десятилетия число смертей в Польше будет увеличиваться примерно на 150 000 каждый год. Чтобы не сокращаться демографически, нужен миграционный баланс хотя бы на среднем уровне, то есть приток 150 тысяч человек из-за границы в год. На практике это значит, что пришлось бы завозить иностранцев по численности равной населению таких городов как Ольштын или Кельце. И так каждый год!

К каким проблемам приведет такой уровень миграции?

Простого притока мигрантов недостаточно для удовлетворения потребностей рынка труда. Это доказано немцами, французами и скандинавами, где в некоторых группах приезжих часть людей, готовых и желающих трудоустроиться, не превышает нескольких процентов.

Есть и вторая сверхсерьезная проблема. Из-за старения общества и увеличения средней продолжительности жизни процент граждан посттрудоспособного возраста увеличивается, а трудоспособного возраста снижается. Исследование Министерства семьи, труда и социальной политики этого года показывает, что:

  • в конце 2012 года число польских жителей трудоспособного возраста превысило 24,6 млн человек;
  • по итогам 2022 года насчитывалось всего 22,1 млн жителей трудоспособного возраста;
  • по итогам 2023 года должно быть 21,3 млн жителей трудоспособного возраста.

Это снижение не кажется драматичным, но следует помнить две вещи:

  1. Центральное статистическое управление предполагает, что в этом десятилетии средний приток составит 150 000 иностранцев в год.
  2. Население трудоспособного возраста также подвержено процессу старения. 10 лет назад 80% человеческих ресурсы в Польше были мобильного трудоспособного возраста, т.е. от 18 до 44 лет, в настоящее время это 61%, а через 10 лет их будет чуть более 50%.

Завершающий пункт, кроме прочего, означает, что почти половину людей трудоспособного возраста составят люди в возрасте 45+, определяемые как «немобильные».

Подытожим. Проблема миграции – многосторонняя. Этот тот случай, когда любой вариант – не лучший. Без мигрантов экономика не выдержит, но и массовый завоз иностранной рабочей силы приведет не только к негативному настрою коренного населения, но и к нагрузке на бюджет, ведь многие члены их семей не будут работать.

4.1/5 - (9 голосов)

Остались вопросы? Задайте их:

  1. Под статьей в виде комментария.
  2. В нашем ТГ-чате.
  3. Через платную консультацию.
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
Задать вопрос консультанту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

x

Спасибо, ваш отзыв отправлен