Sławomir Mentzenс: «В Польше нет ни одного работодателя, работающего законно»

«Польский консультант» по мере сил старается рассказывать иностранцам, работающим в Польше, об их правах, об обязанностях работодателей. Однако иногда интересно узнать и о том, что думает по этому поводу польский бизнес – в конечном счете именно он выступает в роли работодателя, и от него зависят условия трудоустройства.

Недавно порталу pulshr.pl дал интервью один из известных предпринимателей, президент польского бизнес-конгресса, вице-президент политической партии KORWiN — Sławomir Mentzen. По мнению бизнесмена, трудовое законодательство РП слишком ориентировано на работников, ни один работодатель в стране не соблюдает законы в полной мере, а зарплата является достойной, если сотрудник не умирает от голода. Эти и другие подробности скандального интервью – в материале далее.

Скрыть содержание

Вопросы и ответы

Вопросы, которые задавал интервьюер, вынесем в заголовки, под которыми, соответственно, будут располагаться ответы Sławomir Mentzen. Опустим ряд малоинтересных подробностей, и укажем лишь на основные тезисы.

Почему это может быть важно? Кроме того, что всегда интересно, что думают все стороны рынка труда, бизнесмены, а особенно бизнесмены-политики, это люди, имеющие инструмент влияния на принятие решений в стране. По крайней мере у них подобных инструментов точно больше, чем у простых рабочих, и тем более иностранных работников. Значит эти мысли, пусть и не гарантировано, но рано или поздно могут реализоваться.

Чего вам не хватает для эффективного ведения бизнеса?

«Государство слишком вмешивается в то, как люди ведут свой бизнес. Польские законы слишком сложны. Они пытаются регулировать все даже самые мельчайшие сферы, к тому же очень часто меняются. Результат таков, что сейчас нет ни одного бизнесмена, который бы вел свою деятельность в полном соответствии с законом. Трудовое законодательство делает просто невозможным соблюдение всех норм.

Налоговые условия может и не доставляют больших проблем средним предприятиям, но крупный бизнес испытывает огромные проблемы с этими нормами.

Говоря о том, чего мне не хватает, я бы сказал наоборот – государства слишком много в моем бизнесе, государство мешает работать».

Вы требуете «развязать бизнесу руки»?

«Я не анархист. Понимаю, что государство должно существовать и регулировать некоторые сферы жизни. Например, банки надо регулировать однозначно. Но если сапожник шьет обувь, и сделает что-то не так, его продукцию не купят, и он ответит за ошибки своими деньгами, и это естественно. Но одновременно с этим приходит государство и обкладывает его таким количеством правил, норм и требований, что работать становится практически невозможно».

Вы говорите о чрезмерном контроле, а как тогда вы относитесь к деятельности Трудовой инспекции?

«В нынешних условиях Трудовая инспекция – совершенно ненужный инструмент. У нас и так кругом рынок ориентирован на сотрудников. Компании конкурируют за работников, переманивают их друг у друга. Все понимают, что если условия будут плохими, люди просто уйдут. У меня, например, очень большие проблемы с набором персонала. Я постоянно повышаю зарплату, но не могу занять все вакансии.

С одной стороны, поляки массово мигрируют из Польши, с другой – общество стремительно стареет. Ежегодно с рынка труда уходит на 100 000 человек больше, чем приходит на него. Эта проблема будет только прогрессировать».

Как тогда вы прокомментируете результаты работы PIP: за год выявляете задолженность перед работниками на сумму более 100 млн злотых, собирается штрафов на 20 и более миллионов? Это же говорит о том, что работодатели нарушают?

«Теми, кто не платит зарплату, должно заниматься государство. Но это не означает, что нужна целая государственная служба, занятая только тем, что выискивает в действиях предпринимателей нарушения».

Одним из основных нарушений PIP называет злоупотребление т.н. мусорными договорами, как вы к ним относитесь?

Консультант
Дмитрий Константинович
Мусорные (сорные) договоры — Umowa śmieciowa – это польский жаргонизм, означающий все гражданско-правовые договоры, не регулируемые трудовым законодательством.

«Я считаю мусорные договоры прекрасным решением для польского рынка труда. Это поддерживает конкурентоспособность нашей экономики. Если вы подписываете умову о праце, то одновременно подписываете 200 страниц Трудового кодекса, который обязаны соблюдать, плюс еще десятки нормативно-правовых актов.

Все эти обучения, охрана труда, техника безопасности – ну, зачем они, например, офисным работникам? Чаще всего, это обычная формальность, а мы рискуем крупными штрафами, если что-то не исполним.

Умова злецения регулируется только Гражданским кодексом, подписал три листа договора, и исполняй без всяких сопутствующих проблем. Правила отпуска можно устанавливать любые, увольнение проблем не составит. Сотрудникам часто такие договоры более выгодны».

Недавно зарегистрирован законопроект, предполагающий право трудовых инспекторов признавать мусорные договора полноценными трудовыми, при соблюдении условий. Вы, конечно, такой закон не поддерживаете?

«Мое отношение – резко негативное. Под эти нормы можно подогнать почти любую умову злецения. Такие правила ударят по экономике. Все развалится.

Вы знаете, что договоры типа B2B массово используют врачи, медсестры, гражданские летчики, бортпроводники и даже органы местного самоуправления. Эти договоры работают уже много лет, и только помогают польской экономике».

Вы говорите, что сотрудники сейчас главные на рынке. Но ведь есть профессии менее востребованные. Например, пока не установили минимальную часовую ставку, охранники могли получать 4-5 злотых в час. Разве их права не требуется защищать?

«Охрана, о которой вы говорите, это в основном пенсионеры, весь день сидящие на стуле и смотрящие телевизор. Эти 4 – 5 злотых в час были прибавкой к их пенсии, а теперь их заменили видео-наблюдением. Теперь они сидят дома, смотрят тот же телевизор, но бесплатно. Они выиграли из-за этой минимальной ставки?

Постоянное повышение минимальной зарплаты – это стимул для предпринимателей заменять человеческий труд автоматизацией и роботизацией. Если какой-то труд не стоит того, что требует государство, за него никто такие деньги платить не будет».

ЕС хочет ввести общеевропейскую минимальную зарплату (60% от медианной или 50% от средней по национальной экономике). Как вам такая идея?

«Если это примут, нас ждет удар по экономике. Уровень зарплаты должен зависеть от спроса и предложения на рынке труда. Если вырастут расходы на рабочую силу, вырастет себестоимость продукции, а это сразу снизит конкурентоспособность польских товаров.

Кроме этого, есть и сфера услуг. Например, парикмахерские или отели. Если принудительно увеличатся зарплаты в этих секторах, моментально вырастут цены на услуги».

Какой по-вашему должна быть минимальная зарплата?

«Если для неквалифицированных рабочих зарплата будет ниже рыночной – ничего плохого не произойдет. Да, некоторые потеряют работу, но для экономики это большого значения не имеет. Личная трагедия в этом может и есть, но в целом это неважно. Но если мы повышаем зарплаты, мы разгоняем инфляцию, снижаем экспорт и конкурентоспособность.

К тому же одно дело большие города, где средняя зарплата и так высока, а другое отдаленные малозаселенные повяты. Если там резко поднять зарплату, то это лишит местных людей мотивации хорошо работать. Они не будут стараться, раз и так получат свои деньги на уровне Кракова или Варшавы».

Вы раньше говорили, что для того, чтобы поляки не уезжали из страны, они должны достойно зарабатывать. Сколько это по-вашему?

«Каждый, кто зарабатывает для себя, кто не голодает и может себя обеспечить – зарабатывает достойно. А если кто-то живет «чужими деньгами», например, льготами или субсидиями, то он потерял достоинство. Для подростка и 5 злотых в час, которые он может заработать на стрижке газонов, вполне достойные деньги.

Уровень зарплаты вообще никак не зависит от ваших ожиданий и желаний. Он зависит от того, сколько вы даете работодателю, сколько он может на вас заработать. И на одной должности люди могут работать по-разному – один постоянно шевелится, а у другого «обе руки левые». Почему они должны одинаково получать?».

Заключение

В интервью были вопросы и о налогообложении, и о неверном, с точки зрения бизнесмена, их распределении. Но, на наш взгляд, предоставленные наиболее интересны работникам, чтобы понять мысли работодателей. Конечно, это не все предприниматели, а только один конкретно взятый, но уж больно характерный персонаж, к тому же занимающий не последние места и в бизнесе, и в политике. Будем надеяться, что некоторые его мысли, так и останутся только мыслями.

3.6/5 - (5 голосов)

Остались вопросы? Задайте их:

  1. Под статьей в виде комментария.
  2. В нашем ТГ-чате.
  3. Через платную консультацию.
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
Задать вопрос консультанту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

x

Спасибо, ваш отзыв отправлен