Принудительное переселение беженцев в Польше? Скандальный законопроект

Большинство материалов «Польского консультанта» направлены на разъяснение уже принятых, действующих в РП норм. Иногда мы рассказываем о законопроектах, но крайне редко позволяем себе суждения о намерениях польских политиков, еще не оформленных в виде законодательных инициатив. Однако бывают темы, обойти которые стороной крайне сложно, т.к. обрети они статус закона, это коснется сотен тысяч людей.

В правящей партии PiS не исключают подготовки законопроекта, который бы регулировал внутреннее переселение украинских беженцев в Польше. Задача, как видят ее политики, в более равномерном расселении иностранцев по территории страны. Намерение, вероятно, благое, но существуют большие сомнения в предлагаемых методах воплощения этой идеи. Все, что известно о планируемом переселении беженцев, читайте в нашем специальном материале.

Скрыть содержание

Причина переселения беженцев

Недавно власти Варшавы заявили, что в городе проживает более 300 000 украинских беженцы, из которых около 100 000 – это дети и подростки дошкольного и школьного возрастов. Во Вроцлаве эта цифра так же весьма значительна – порядка 100 тысяч беженцев. Местные власти во всеуслышание сообщают, что они больше не могут функционировать в нормальном режиме, и просят у правительства РП поддержки, прежде всего финансовой.

Одновременно в других регионах, особенно в сельской части Польши, беженцев либо совсем нет, либо их число незначительно. Эту ситуацию и хотят урегулировать в правящей партии путем более равномерного расселения украинских беженцев по стране.

При этом складывается впечатление, что стимулировать выезд украинцев в другие страны Польша не стремится – рабочие руки нужны им самим. Расселение хотят провести именно в границах РП, перенаправив потоки в менее заселенные регионы.

Что предлагают в PiS?

Все опрошенные польскими СМИ политики в один голос заявляют, что о «принудительном переселении речь не идет». Беженцев якобы хотят стимулировать к переезду. Однако некоторые предложения по такому «стимулированию» выглядят, мягко говоря, не очень привлекательно.

Например, рассматривается вариант прекращения выплат пособий лицам, которые не согласятся на переезд и, соответственно, продолжение выплат в случае согласия. Есть «идеи» не обеспечивать детей местами в дошкольных и школьных учебных заведениях в перенаселенных городах, а предлагать такие места в других регионах.

То есть принудительно в автобусы / вагоны никого действительно на запихнут, и если нет желания переезжать, пожалуйста, оставайтесь на месте. Правда без помощи от государства и доступа к школам. Как последнее сочетается с обязательным образованием – не ясно.

По поводу пособий звучат и более экстремальные предложения. По мнению некоторых политиков, 2 месяца – вполне достаточный срок, чтобы адаптироваться, получить специальный PESEL и найти себе работу. Соответственно, далее уровень поддержки может сокращаться. Такие факты, как очереди за ПЕСЕЛЬ, а также, что большинство вакансий предполагают работу для мужчин, а большинство беженцев – женщины и дети, законодателей, видимо, несильно волнует.

Куда и как хотят переселять украинских беженцев?

Главная суть идеи – подготовить перечень муниципалитетов, в которых много свободных мест в садах и школах, а также подходящих вакансий для взрослых.

Одновременно поднимается и вопрос с жильем, и его решение так же выглядит довольно сомнительно. Спецзакон и так (временно) понизил требования к зданиям и помещениям для проживания беженцев, теперь же хотят опустить эту планку еще ниже, чтобы беженцы могли проживать в пустующих или непредназначенных ранее для жилья помещениях.

Так себе идея, на наш взгляд. Сразу представляется полуразвалившаяся халупа без крыши и женщина с детьми, которой предлагается там жить. Это, конечно, очень утрированный образ. Но наглядный.

Акцент предлагается делать именно на сельскохозяйственные регионы. В качестве примера политики приводят фруктовые сады, где всегда требуются работницы, другие сельскохозяйственные предприятия, клининговые услуги. То есть квалификационный уровень предлагаемых вакансий примерно понятен.

Что касается школ, то их действительно в некоторых местностях немало, и некоторые из них если и не совсем пустуют, то заполнены местными детьми на небольшой процент. Рассматривается и вариант восстановления ранее закрытых школ и садов. Однако, где взять учителей на такие школы, не сообщается. Вероятно, планируют привлекать беженцев и в систему образования.

Что думают по этому поводу эксперты?

Мы немерено не будем давать мнение наших специалистов, т.к. оно в целом совпадает со сказанным в данной статье. Что касается польских экспертов, то, к примеру, вот какие опасения высказал руководитель Центра миграционных исследований Варшавского университета, проф. Paweł Kaczmarczyk (тезисно):

  • Должностные лица местного самоуправления должны принять участие в разработке концепции. Если принимать подобные решения исключительно «из центра», то на местах могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией. Есть ли у муниципалитетов средства, инструменты, да и просто желание?
  • Очень важным элементом являются места школах. Особенно не в селах, а в небольших поселках и городах. Учебные заведения там, в отличие от крупных центров, не переполнены, но при этом педагоги менее подготовлены к работе с детьми-иностранцами.
  • В сельской местности иногда одна школа «обслуживает» несколько близлежащих сел, а значит потребуется решать вопрос с доставкой детей на учебу и домой.

Высказываются и другие сомнения, но мы не пока видели среди них осуждений некоторых предлагаемых методов «стимулирования» переезда, о которых говорилось выше.

Заключение

Вероятно, мы несколько сгущаем краски, освещая данную проблему. Но речь идет о случае, где лучше изначально предполагать наихудший вариант, чтобы быть готовым к возможным проблемам.

Ситуация с концентрацией беженцев в некоторых городах действительно жуткая и нагрузка на муниципалитеты может стать чрезмерной. Однако стимулировать переезд можно разными способами, а некоторые из предлагаемых кажутся не очень-то человечными.

Мы продолжим отслеживать ситуацию и обязательно сообщим читателям обо всех новостях, связанных с этой сложной темой.

4.1/5 - (7 голосов)

Остались вопросы? Задайте их:

  1. Под статьей в виде комментария.
  2. В нашем ТГ-чате.
  3. Через платную консультацию.
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
Задать вопрос консультанту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

x

Спасибо, ваш отзыв отправлен