Плесень на стенах и вода раз в неделю, или Как живут украинцы в Польше?
Сэкономить на жилье – естественное желание иностранцев, приехавших в Польшу на работу. Однако в попытке истратить меньше, можно нарваться на недобросовестных арендодателей, заманивавших людей одними условиями, а по факту предлагая совершенно иные, порой нечеловеческие реалии.
В рамках нашей рубрики «Сосуществование», посвященной бытовым и межличностным проблемам иностранцев в Польше, расскажем историю одной украинской семьи, которой предложили в аренду маленькую 6-метровую комнатку, но по факту оказалось, что проживает в ней 6 человек, вместо окон используется целлофановая пленка, на стенах плесень, а воду для мытья владелец открывал раз в неделю.
Скрыть содержание
- Предупреждение
- Лагерь для выживания
- Что ответил арендодатель журналистам?
- Реакция местных властей
- Как постараться обезопасить себя от подобных «комнат»?
- Реакция поляков
Предупреждение
Сразу скажем, что, высвечивая те или иные проблемы, не ставим себе целью отговорить кого-либо от трудоустройства в Польше. Наоборот, указывая на сложности, призываем использовать все законные способы, чтобы их избежать, и сделать свое пребывание в РП максимально комфортным.
Наличие проблем, в том числе и серьезных, не означает, что они повсеместны. Эти случаи потому и вызывают возмущение, что являются нетипичными, единичными. Вместе с тем никто не застрахован от них, и наша цель по возможности предупредить читателей о таких сложностях, чтобы избежать их.
Лагерь для выживания
Именно такие формулировки (Obóz przetrwania) использовали журналисты польского издания money.pl, проводившие данное расследование. Пан Игорь и пани Ева – так назвали своих героев в СМИ, заявив, что имена изменены – семья из Украины.
Семейная пара приехала в Польшу два года назад и изначально работали в Варшаве, где и проживали. Муж – строитель, и его заказы в основном концентрировались в столице РП. Через некоторое время ему предложили интересную работу в селе Каетаны (Kajetany — сельское поселение в Мазовии в 30 км от Варшавы).
Ездить каждый день из имеющегося жилья было непросто, а знакомые порекомендовали им недорогое жилье, которое сдает некий пан Б. непосредственно в Каетаны.
Что предлагалось?
Средних размеров здание за огромным металлическим забором было поделено на несколько маленьких комнатушек 2 х 3 метра, одну из которых и предложили занять семье за 500 злотых с человека в месяц (без учета некоторых прочих платежей).
Семья согласилась, условия показались вполне допустимыми по тем затратам и возможностям, что они имели. Договор не подписывался. Была просто назначена дата заселения.
Что оказалось в действительности?
Приехав с вещами, семья узнала, что комната, которую им демонстрировали, занята. Но, по словам пана Б., есть другая, «точно такая же». По площади помещения действительно были идентичны. А вот по состоянию…
Во-первых, в комнате находились две двухъярусные кровати, что уже подразумевало большее число жильцов. В действительности все оказалось еще хуже – в шестиметровом помещении проживало шесть человек, включая Игоря и Еву – еще двое спали на полу.
Во-вторых, по углам расползалась плесень, а вместо стекол в окнах использовалась целлофановая пленка.
Вот так выглядит помещение на фото, которыми издание иллюстрирует рассказ украинцев:
На возмущение пан Б. ответил просто: «Не нравится, не живите!». На улице февраль, местность незнакомая, с утра на работу. Семье не осталось ничего, как оплатить и вселиться в предложенную комнату.
Как проживали в этой комнате?
В процессе проживания оказалось, что домовладелец старается экономить на всем, причем с каким-то параноидальным рвением. Горячую воду он включал не чаще чем раз в неделю. Отопление полностью отсутствовало. Мусор разрешал выбрасывать только по ночам, и исключительно… в баки соседей.
Ева рассказала и вовсе не приличную историю, когда пан Б. ворвался к ней в туалет, поставил перед ней ведро с грязной водой (в которой она ранее мылась), и велел смывать все водой из ведра, а не тратить лишний раз воду из бачка.
В таких условиях пришлось просуществовать месяц, за который было заплачено.
Что ответил арендодатель журналистам?
По сведениям сотрудников издания, в этом доме в похожих условиях проживает много людей. У самого арендодателя рядом располагается некое его бизнес-заведение – клиника, в которой он оказывает некоторые медицинские услуги. Журналисты связались с паном Б., и между ними произошел примерно такой диалог:
Издание: Это правда, что у вас проживают работники из Украины?
Пан Б.: Нет, неправда.
И: Значит, здание рядом с вашей клиникой пустует?
Б: Раньше там были комнаты для аренды, но это старая история. А почему вы спрашиваете? Пишете историческую книгу?
И: Я готовлю статью об условиях жизни украинцев в вашем селе. Скажите, а комнаты зарегистрированы в реестре, как этого требует закон?
Б: Конечно, у меня все было согласовано.
И: Вы можете это доказать?
Б: Что это за вопросы? Вы притворяетесь журналистом? Вы бы лучше на работу устроились, чем какие-то расследования проводить…
На этом разговор прекратился.
Реакция местных властей
За информацией журналисты обратились к руководству гмины Надажин, в которую входит и сельский округ Каетаны.
«Я ничего не знаю ни о существовании таких трущоб, ни о самом этом пане Б.», — ответил на запрос глава гмины Dariusz Zwoliński, — «На него не поступало никаких жалоб, никаких просьб о воздействии. Единственное, что удалось выяснить, некоторые его соседи недовольны высоким металлическим забором. Мы обязательно проверим этого человека, и узнаем насколько законна его деятельность».
Про какие-либо меры, принятые по отношению к пану Б., пока ничего неизвестно. Про Игоря и Еву сообщается, что они по-прежнему в Каетаны, но нашли себе место поприличней. Игорь продолжает работать на стройке, Ева уборщицей.
Как постараться обезопасить себя от подобных «комнат»?
Вряд ли здесь можно предложить какое-то оригинальное и на 100% действенное средство. Действовать нужно по довольно универсальной технологии:
- Обязательно подписывайте договор. Если вопрос с арендой решен при просмотре, требуйте немедленного подписания.
- Проверьте, чтобы в договоре точно идентифицировалось помещение – номер комнаты, хотя бы этаж и условно «вторая слева». Иначе и вам могут предоставить отличное от увиденного помещение.
- В случае возникновения проблем и невозможности решить их через арендодателя, не бойтесь сообщать о них местным властям, в СМИ, а в серьезных случаях в полицию. Реагировать власти обязаны, а чем громче шум, тем активнее будут действия.
В большинстве случаев действует и самый вроде бы верный способ «сарафанного радио», когда люди, живущие или ранее проживающие на рассматриваемых площадях, делятся мнениями. Но, как видно, в случае Игоря и Евы это не сработало – ведь пана Б. им рекомендовали знакомые.
Реакция поляков
Примечательна реакция польских граждан на материал издания. Под статьей набралось несколько сотен комментариев, но совсем немногие сочувствуют украинцам. Не стоит думать, что в сообщениях много злорадства или ксенофобии – нет, все в определенном смысле еще менее приятно.
Большинство комментариев сводится к примерно одному и тому же тезису: «Что тут такого? А вы видели в каких условиях живут поляки в Лондоне?». Как связаны эти факты, понять не удалось.
Остались вопросы? Задайте их:
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
- Под статьей в виде комментария.
- В нашем ТГ-чате.
- Через платную консультацию.