Polexit? Конституционный суд РП установил, что национальные законы выше европейских

Иногда, в силу профессиональной деятельности, а может и особенностей характера, возникает желание представить какую-либо злободневную тему в особенно остром ключе. Хочется затронуть эмоции читателей, вызвать бурную реакцию, обсуждения. Чем тема возможного выхода Польши из ЕС, о которой трубят со всех сторон СМИ, не из этого числа?

Но именно из-за истерики, царящей в некоторых изданиях и у определенных политических сил, «остренького» расхотелось. Появилось желание тихо, спокойно и размеренно обсудить, что же произошло: почему решение Конституционного суда РП о примате польского законодательства над европейским вызвало такую бурную реакцию, и к чему это может привести для иностранцев в Польше. Поговорим об этом в специальном материале «Польского консультанта».

Скрыть содержание

Хроника событий

Польская реформа судебной системы, которую в ЕС часто называли недемократическим подчинением судебной власти исполнительной, с самого ее начала подвергалась критике европейской бюрократией.

Некоторое время назад Европейский суд (Европейский суд юстиции — European Court of Justice – высшая судебная инстанция ЕС, чьи решения обжалованию не подлежат) вынес постановление, что польская судебная реформа нарушает законодательство Евросоюза, которое, в соответствии с Договором ЕС, должно превалировать над национальными законодательствами стран-членов.

В ответ на это в марте 2021 года премьер-министр РП М.Моравецкий обратился в Конституционный суд Польши за разъяснениями, соответствует ли польской конституции положения Договора ЕС о примате европейского права над законодательством РП. В запросе были и другие вопросы, но именно этот является краеугольным.

Несколько дней назад Trybunał Konstytucyjny вынес свое решение, подтвердив, что в случае разногласий в законодательных нормах, действовать должны положения польского права, т.к. конституция РП устанавливает именно такие нормы. Все положения Договора ЕС, противоречащие нормам законов РП, признаны неконституционными.

Реакция сторон

В информационном поле судебное решение вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Снова всплыло подзабытое уже слово Polexit (от слов Poland и Exit, по аналогии с выходом Британии из ЕС, которое называли Brexit).

В Польше

Моравецкий, как инициатор запроса, выразил полное удовлетворения решением Конституционного суда:

«Это решение подтвердило то, что прямо следует из Конституции Польши, а именно — верховенство конституционного права над любыми другими источниками права […]

В ЕС Польше не является непрошеным гостем. Мы никогда не согласимся, чтобы к нам относились как к государству второго сорта. Мы хотим Союза, строящегося на уважении, а не того, где кое-кто более равен, чем прочие. ЕС — это и наше сообщество. Такой Евросоюз мы хотим, такой и будем создавать впредь».

И сам премьер, и другие официальные представители правящей партии неоднократно заявляли, что речи о выходе из ЕС не идет. Суд подтвердил лишь систему правоотношений между Варшавой и Брюсселем.

В Евросоюзе

Реакция ЕС точно не назвать благодушной. Началась истерика с Европарламента. Например, представитель самой большой фракции Европейской народной партии (возглавляет которую бывший президент РП – Д.Туск) Йерун Ленаерс заявил, комментируя польские события:

«Это нападение на весь ЕС. Это ставит под сомнение основы Евросоюза […]

Государства-члены ЕС и Европейская комиссия не могут оставаться в стороне, пока польское правительство отменяет верховенство закона. Наши деньги не могут финансировать тех, кто отвергает и высмеивает наши согласованные принципы […] Необходимо обратить внимание на последствия, и Еврокомиссия должна немедленно использовать все доступные инструменты, чтобы прекратить спонсировать автократов в Варшаве».

Это, конечно, призыв представителя самой крупной фракции, но все же не официальных представителей брюссельских властей, принимающих решения. Но и такая реакция не заставила себя ждать.

Европейский комиссар по вопросам юстиции и соблюдения верховенства права Дидье Рейндерс заявил:

«Еврокомиссия озабочена решением Конституционного трибунала РП. Будут задействованы все инструменты, чтобы защитить приоритет норм Евросоюза, лежащие в основе системы верховенства европейского законодательства».

Чиновник напомнил, что примат европейского права – основной принцип ЕС, и решение Европейского суда обязательно для выполнения всеми судами государств-членов. Кроме того, Рейндерс добавил, что выплаты в бюджеты членов ЕС напрямую зависят от их приверженности инструментам верховенства закона.

Были и другие высказывания, в т.ч. на «местном уровне». Например, госсекретарь Франции по делам ЕС Клеман Бон назвал происходящее в Польше «атакой на ЕС», «неуважением фундаментальных ценностей Евросоюза», а также «одним из звеньев долгой цепи провокаций Польши против ЕС».

Чем грозят Польше?

Рассматривать серьезно вопрос о выходе Польши из Евросоюза не стоит. По крайней мере, точно не сейчас. Хотя заявления политиков РП и звучат довольно самоуверенно и даже агрессивно.

Что страшного может произойти из-за польской фронды? Очевидно, что единственный действующий на сейчас механизм – лишение дотаций из бюджета ЕС. Насколько это страшно для экономики? Именно этот вопрос больше всего волнует иностранцев, проживающих в Польше, и связывающих с этой страной возможность получения доходов.

Как работает европейская бюджетная система?

Если очень упростить бюджетную систему ЕС, чтобы не вдаваться в ненужные нам подробности, можно сказать, что каждая из стран участников выплачивает в общий бюджет некую установленную заранее сумму, после чего общий бюджет суммируется, и на основании предварительно согласованных правил, перераспределяется обратно между государствами-членами, за вычетом административных расходов брюссельской бюрократии.

По официальным данным польского Минфина, с 2004 по 2020 год включительно, Польша перевела в Брюссель сумму чуть меньше 61 миллиарда евро. Обратно в свой бюджет от ЕС РП за тот же период получила без малого 189 миллиардов евро. Положительное сальдо – 128 миллиардов евро. Неплохо? А многие именитые эксперты не согласны с данной суммой, считая, что правительство занижает ее миллиардов на пятьдесят.

Мы не будем влезать в споры экономистов, и используем официальную цифру. 128 млрд за 16 лет (в расчетах участвует период с мая 2004 по сентябрь 2020 года) – это в среднем по 7,7 млрд в год (небольшие арифметические несоответствия связаны с округлением вводных чисел и неполными годами). В бюджете ЕС на 2021 – 2027 годы заложено еще 76 миллиардов для РП. Но это далеко не все.

Эксперты в один голос уверяют, что основную прибыль польская экономика получает не от субсидий из Брюсселя, а от открытого рынка с другими странами ЕС (плюс Великобритания, Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн и Исландия). Например, Forum Obywatelskiego Rozwoju оценивает такие поступление (в среднем) в дополнительные 40 млрд евро в год.

Неужели Польша захочет лишиться таких сумм, и чем сможет их компенсировать?

Что заявляют польские политики?

В ответ на угрозы заморозить финансирование, истеблишмент Польши произносит довольно бравурные речи:

  • Председатель Национального банка Польши Адам Глапинский: «Мы однозначно в состоянии полностью обеспечить свое динамичное развитие без средств ЕС».
  • Премьер-министр Матеуш Моравецкий: «Наше развитие все больше основывается на внутренних факторах».

Можно найти и другие аналогичные высказывания, но для наглядности хватит и этих. Действительно, вложенные ранее средства, развивали экономику, и изначальная суть таких вложений – добиться уровня, когда новых дотаций не понадобится. Однако, если такой момент действительно наступил, зачем требовалось в начале года устраивать откровенный скандал с ЕС, добиваясь тех 76 миллиардов, которые все-таки заложили в бюджет для Польши на 2021 – 2027 годы? Деньги лишними не бывают? Может быть, но маловероятно.

Например, тот же Моравецкий, заявляя о возможности обойтись без денег ЕС, привел в пример строительство новой дорожной сети Польши. Проект оценивается в 300 млрд. злотых, 80% из которых в состоянии покрыть бюджет РП.

Но представитель правительства Марцин Горала, непосредственно занимающийся вопросами данного инфраструктурного проекта, оптимизм руководителя не разделяет. Ему, как представителю власти, не подобает прямо заявлять о несогласии, поэтому он подбирает более дипломатичные формы донесения информации:

«В строительстве общественной инфраструктуры – железные и автомобильные дороги – несомненно есть доля денег ЕС. Без этой компоненты строительство новой транспортной системы, окончание которой сейчас запланировано на 2035 год, потребует на несколько лет больше».

На уточняющие вопрос, на сколько именно лет потребуется больше, Горала уклончиво ответил: «на много».

Стоит ли бояться иностранцам, и при чем тут ЛГБТ?

На наш взгляд, поводов для паники пока нет. Это уже далеко не первый скандал между Польшей и Евросоюзом, каждый из которых, пусть и трепал нервы брюссельским бюрократам, но заканчивался договоренностями.

Есть слова, а есть дела. И эта банальная истина как нельзя более наглядно демонстрирует отношения Варшавы и Брюсселя. Яркий пример – недавний скандал из-за анти-ЛГБТ декларации в Малопольском воеводстве (и некоторых других регионах). Воинственные речи. Смелые заявления, что никто и никогда не сдастся. Призывы! Лозунги!

Далее последовала угроза ЕС заморозить средства, запланированные на строительство инфраструктуры. Закончилось все тихим, неафишируемым заявлением воеводского маршала Витольда Козловского:

«Мы подготовили новый проект декларации. Как и ожидалось, мы удалили все спорные термины этой деликатной темы, касающейся оппозиции идеологии ЛГБТ».

Скорее всего и сейчас покричат, «повоюют», а потом тихонько все уладят, продолжая получать средства из бюджета ЕС.

4.7/5 - (6 голосов)

Остались вопросы? Задайте их:

  1. Под статьей в виде комментария.
  2. В нашем ТГ-чате.
  3. Через платную консультацию.
Каждый нерешенный вопрос – это незаконченное дело, которое висит над нами как облака. Откладывая его, мы теряем время, энергию и даже спокойствие. Не откладывайте решения на потом, а беритесь за них сейчас. Не бойтесь изменений, не бойтесь принимать сложные решения, потому что именно они могут привести к лучшему будущему.
Задать вопрос консультанту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

x

Спасибо, ваш отзыв отправлен