При ведении бизнеса в Польше может возникать много видов убытков, и факторы, вызывающие их, могут быть разнообразными, как независимыми от действий предпринимателей, так и связанных с ними. В результате экономических потерь активы компании чаще всего сокращаются. Экономические потери не всегда напрямую приводят к возможности списать их на расходы для налога. Однако такие случаи все-таки есть.
Какие убытки можно списать на расходы, уменьшая налогооблагаемую базу? Как должны быть задокументированы эти данные, чтобы все произошло на законных основаниях? Ответы в данном материале «Польского консультанта».
Вводные данные
Напомним, что расходы, понесенные на получение прибыли, могут снизить налогооблагаемую базу. Это непростая система учета подробно разобрана в материале по ссылке, с которым обязательно нужно ознакомиться, если не делали этого ранее. Здесь лишь напомним, что согласно art.15 ust.1 Ustawy o CIT и art.22 ust.1 Ustawy o PIT, расходами являются затраты, понесенные для получения дохода или сохранения/обеспечения его источника.
В данном случае важен сам факт – расходы могут быть вычтены из доходов при определенных системах налогообложения (см. Системы налогообложения для ИП в Польше и Корпоративный налог для юридических лиц в РП). В большинстве случаев убытки, понесенные бизнесом, к таким расходам не относятся. Однако некоторые учтены быть могут. Их и рассмотрим далее.
Необычные климатические явления
Погодные аномалии все чаще наблюдаются в настоящее время, и их течение остается вне всякого контроля со стороны человека. В результате этих явлений происходят стихийные бедствия, последствия которых ощущаются, в том числе, субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Однако и в таких обстоятельствах разумность действий налогоплательщика окажет влияние на возможность возмещения налоговых расходов компании на сумму убытков, понесенных в результате погодных явлений. Это означает, что для включения их в расходы недостаточно того, что ущерб произошел, например, в результате града. Предприниматель, который намерен отнести такой убыток к налоговым расходам, должен прежде всего доказать, что потери не являются результатом его халатности или бездействия, т.е. что он адекватно защитил активы компании от разрушения.
Ликвидация расходов на чужое имущество
Согласно art.16 ust.1 pkt 6 Ustawy o CIT, не считаются расходами убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств, если эти средства утратили хозяйственную пригодность в результате изменения вида деятельности. Это означает, что исключение действует только при изменении профиля деятельности. Если основное средство ликвидируется по иным причинам – моральное устаревание, технологическая замена, нерентабельность – несамортизированная стоимость является расходом. Относится это и к случаям, когда арендуются / сдаются в аренду компоненты основного средства.
Согласно практике налоговых органов, решающим является установление того, была ли утрата хозяйственной пригодности вызвана отказом от определенного вида деятельности. Если средство выведено из эксплуатации из-за нерентабельности группы продуктов, а не из-за смены профиля, вычет возможен.
Проблемы с надежностью подрядчиков
Распространенной практикой стало требовать от подрядчика внесения предоплаты за поставку товара или услуги до начала выполнения заказа. К сожалению, распространены и случаи, когда поставщик товара и/или услуг не выполняет договор после получения такого предоплаты. Тогда, независимо от причины такого положения дел, предприниматель не только не получает заказанный материал/товар или услугу, но и не может вернуть аванс.
Согласно art.16 ust.1 pkt 56 Ustawy o CIT, не считаются расходами убытки (затраты), возникшие в результате утраты предоплат, авансов или задатков в связи с неисполнением договора. Не имеет значения причина неисполнения – даже рационально действующий предприниматель не может списать потерянный задаток.
При этом в расходы на получение дохода не включаются выданные кредиты, в том числе утраченные кредиты.
Частые вопросы
Подытожим. Некоторые убытки, в том числе и не связанные напрямую с ведением бизнеса, могут быть вычтены из налогооблагаемой базы. Однако нужно доказать, что предприниматель получил их не из-за своей халатности и/или неверных действий.