Кто (не) должен платить взносы в Фонд труда Польши?

Среди взносов в ZUS, которые платит за себя каждый предприниматель и каждый работодатель за своих сотрудников, есть платежи в Фонд труда (Fundusz Pracy) и Фонд Солидарности. Суммарная величина отчислений составляет 2,45% от брутто дохода. Однако есть ряд ситуаций, когда плательщик освобождается от обязанности вносить эту сумму в ЗУС.

Кто и когда не должен платить в Фонды труда и солидарности? Станет ли зарплата выше у тех, кто освобожден от выплат? Разберем эти вопросы в данном материале «Польского консультанта».

Вводные данные

С одной стороны, рассматриваемая тема достаточно проста и детально прописана в законодательстве РП, но с другой – в ней есть один момент, который и путает иностранцев, недавно приехавших в Польшу и еще не до конца разобравшихся в нюансах местного налогообложения и социальных выплат.

Что такое зарплата брутто и нетто большинство уже знает: брутто – это полные начисления, указанные в договоре, а нетто – чистые выплаты работнику «на руки», то есть за вычетом подоходного налога и платежей в ZUS. Социальные выплаты – это отдельный перечень необходимых взносов, Фонды труда и солидарности в которых лишь одна из составляющих.

Небольшая сложность в том, что часть взносов в ЗУС вычитается с оплаты труда брутто, а другая доплачивается работодателем дополнительно, сверху, и не влияет на размер нетто-оплаты. Одни взносы и с работника, и с работодателя одинаковы – например, в Пенсионный фонд каждый из них платит по 9,76%. Другие выплачивает только работник (к примеру, 2,45% за временную нетрудоспособность – оплату больничного). Фонды труда и солидарности относятся к платежам, которые за работника платит только работодатель.

Консультант
Дмитрий Константинович
Отвечу на ваши вопросы на FindInPoland.
Получается, что юридически наличие или отсутствие этого платежа не влияет на размер нетто зарплаты. Освобождение от этих выплат лишь снимают нагрузку с работодателя, а учтет он это в доходах сотрудника или нет – это его добровольное решение. При этом тип договора значения практически не имеет. Однако этот вопрос может быть принципиален для индивидуальных предпринимателей, так как они все и полностью платят за себя сами, а также отвечают за выплаты своих работников (при их наличии).

Что такое Фонд труда и причем тут Фонд солидарности?

Фонд труда в Польше — это фонд специального назначения, созданный в 1990 году, чьи средства предназначены для смягчения последствий безработицы и потери работы. Средства в основном направляются на пособия по безработице, стипендии для дополнительного образования, подготовку кадров для профессиональной переподготовки и другие виды активации безработных.

Фонд финансируется за счет взносов предпринимателей и работодателей. В настоящее время размер взноса составляет 1% от базы социального страхования, однако обычно учитывается сумма в размере 2,45% – это сумма отчислений в Фонд труда и в Фонд солидарности, которые совместно указываются в одном поле расчетной декларации.

Почему два фонда учитываются вместе? Потому что правила их учета (как начисления, так и освобождения от них) одинаковы. Поэтому чаще и говорят о едином платеже в 2,45% (1% в Фонд труда и 1,45% в Фонд солидарности). Так же они будут указаны и в статье далее – каждый раз, когда будет упоминаться Фонт труда, будут подразумеваться суммарные выплаты в 2,45%.

Фонд труда и предприниматель

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, для ZUS является одновременно застрахованным лицом и плательщиком взносов за работников (если они у него есть). Поэтому вопрос об уплате взносов следует рассматривать с двух сторон. Предприниматель освобождается от уплаты взносов в Фонд труда за себя, если:

В этих двух случаях предприниматель не должен платить взносы в Фонд труда за себя как застрахованное лицо. Однако на сотрудников распространяются нижеследующие правила.

Фонд труда для сотрудников

Работодатель, как плательщик социальных отчислений за работников, также обязан уплачивать взносы в Фонд труда за них. Первый аргумент, определяющий необходимость уплаты взносов за работника, заключается в том, получает ли сотрудник вознаграждение в размере минимальной заработной платы. Если заработная плата ниже минимума, то в Фонд труда за нее не доплачивают.

В ситуации, когда работнику гарантирована минимальная зарплата в месяц, но подлежащая выплате (фактическая) заработная плата ниже минимальной, например, из-за болезни или выхода на работу в течение отчетного месяца, взнос в Фонд труда должен выплачиваться.

Не нужно платить в Фонд труда за работника при следующих условиях:

  • за духовенство;
  • за получающих постоянные пособия на основании положений о социальной помощи;
  • за получающих семейные пособия следующих видов:
  • охваченные социальным страхованием фермеров;
  • непрофессиональные солдаты на действительной службе и лица, проходящие замещающую военную службу;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком и получающие пособие по беременности и родам;
  • получают пособие на обучение после увольнения на основании положений о содействии трудоустройству и институтах рынка труда;
  • работают нянями, то есть являются лица, предоставляющие работу на основании umowy uaktywniająca;
  • осуществляют личный уход за ребенком, указанные в 1, art.6а Ustawy o systemie ubezpieczeń społecznych (Закона о системе социального страхования РП), в связи с их охватом только пенсионным страхованием;
  • являются докторантами за счет полученной докторской стипендии;
  • работники с тяжелой или средней степенью инвалидности, нанятые:
    • предпринимателем Польской ассоциации глухих и Польской ассоциации слепых и Ассоциации слепых солдат РП;
    • обществом помощи слепым;
    • Центром ухода за слепыми в Ласки;
    • учреждениями профессиональной деятельности.
  • женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

Кроме этого, есть ситуации, когда работники освобождаются от выплат в Фонд труда на определенный период поле следующих событий:

  • Работники, возвращающиеся на работу из отпуска по беременности и родам, отпуска на условиях отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком — взносы не уплачиваются в течение 36 месяцев с первого месяца после возвращения из такого отпуска.
  • Работники старше 50 лет, которые в течение не менее 30 дней до трудоустройства находились на учете по безработице повятовой службы занятости (PUP) — взносы не выплачиваются в течение 12 месяцев с первого месяца после заключения трудового договора.
  • Работники, привлеченные к работе PUP в возрасте до 30 лет — взносы не уплачиваются в течение 12 месяцев с первого месяца после заключения трудового договора/

Детально все перечисленные нормы определены в art.104 Ustawy o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy (Закона о содействии занятости и институтах рынка труда Польши).

Еще раз о типах договоров

В заключении рассмотрим еще одну важную особенность выплат в Фонд труда. Работодатель также освобождается от уплаты этих взносов за своих работников при условии, что он принимает их на работу исключительно на основании гражданско-правовых договоров. То есть если ни один работник не принят на работу на основании умовы о праце, то все работники не обязаны платить взносы в Фонд труда.

1.5/5 - (32 голоса)

Остались вопросы? Задайте их на FindInPoland

Это независимая платформа, которая объединяет базу знаний о жизни в Польше и каталог профильных специалистов (юристов, бухгалтеров, риелторов). Задавайте вопросы анонимно, выбирайте экспертов и решайте любые задачи по адаптации без рисков!
Предыдущая статья

Увеличивается топливный сбор, что приведет к росту цен на бензин и солярку в Польше

Следующая статья

Ненадлежащее выполнение работы и оплата труда работников в Польше

Смотреть комментарии (3)
  1. Наталья

    Мне больше 50 лет и перед трудоустройством в 2023 г. я числилась в безработице. Можно вернуть эти 2,45% и каким образом? Сейчас в 2024 подобная ситуация, но меня сняли с учета за 14 дней до новой работы

  2. Денис

    День добрый, я являюсь собственником бизнеса ООО , заработную плату не получаю ,вправе ли я не платить взносы ЗУС, и какой пакет документов у меня должен быть подтверждающий это право.
    Р.S. гражданство рБ. Виза рабочая, регистрация фирмы от 02.01.21г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *